Глава I. История возникновения села

Первые поселенцы

      Можно предположить, что первыми, кто переселился на эту землю, были жители села Куликова с фамилиями Ростовцевы, Скворцовы, Поповы, которые сохранились до сих пор в Кривке и Куликове. Обосновавшись на новом месте первыми, они в последствии стали более состоятельными хозяевами-кулаками, и были раскулачены в годы перед коллективизацией. Первые дома были расположены недалеко от дороги и церкви и ближе к речке, где сохранилось название улицы - Яриловка, дошедшее до нас с давних пор. Яриловки встречаются и в других селах, есть такая и в селе Фащевка.

      В давние времена в летнюю пору люди почитали бога - Ярило - бога Солнца, считавшегося по языческой вере источником плодородия. Праздник этот связывался с сельскохозяйственными работами. В июле месяце начинались уборочные работы, кончались увеселения. Поэтому в один из дней устраивался праздник, выходили на улицу с угощениями, веселились. К вечеру девушки связывали из соломы чучело - Ярило, наряжали его в сарафан, клали на доску и начинали петь печальные песни, отпевали Ярило, как бы расставаясь с веселым житьем. Ведь увеселения прекращались до осени. Потом с тоскливым плачем, с горькими причитаниями, с барабанным боем в печные заслонки, сковородки, ведра, несли чучело к речке, раздевали и, растрепав солому, пускали ее на воду. После этого устраивали игры, хороводы с песнями под музыку рожка, свирели, жалейки. Здесь же матери и бабушки присматривали себе невесту для сына или: жениха для дочери. Тогда других увеселений не было. Это теперь клубы, кино, радио, телевизоры, дискотеки, магнитофоны. В последний раз Светлый Ярило осеняет игривую молодежь и как бы говорит:"Живите в любви и согласии, детки, в ладу да в миру, а кто полюбит кого, люби до веку". Вот откуда идет название улицы - Яриловка.

      Поля кривских крестьян были между речками Кривка и Мещерка до самого леса на западе и на восток за пределы построенной в 1867 году железной дороги. В полях было очень много больших и малых озер, которые теперь почти все распаханы и стали уже незаметными. Озера вместе с приречными землями являлись основными сенокосными угодьями, за исключением участков, принадлежавших крупным землевладельцам.

      По рассказам стариков, родившихся в пятидесятых годах XIX столетия, на кривских землях росли дубовые леса у Лебяжьего озера, на Песках, на Бугре. Озеро Дубняжное носит свое название потому, что здесь и в округе на приусадебных участках росли огромные дубы. Последние остатки этих дубов были сведены на приусадебных землях в годы коллективизации и в предвоенные годы для хозяйственных целей или на дрова.

      По реке Кривка в районе села было торфяное болото, и рос преимущественно ольховый лес вперемежку с осиной. Торф использовался для отопления жилья, а по реке Мещерка на торфяниках в послевоенные годы была создана торфодобывающая артель, которая вела работы по его разработке до 50-х годов, снабжая население окрестных сел и учреждении в районе топливом.

      Земля, принадлежавшая сельскому обществу, за Большим лесом вблизи озера Карасево ранее распахивалась, а в послевоенные годы заново засеяна лесом.

      Поселившись на вновь освоенных землях, крестьяне в те давние годы сеяли рожь и овес. Просо и пшеницу не сеяли. Из овса вырабатывали крупу, размалывали на муку и варили себе кашу или кисель.

      В огородах сеяли коноплю, лен, репу, брюкву, редьку, морковь, свеклу, тыкву, огурцы, капусту и изредка горох, вику, чечевицу. Картофель не сажали.

      Занимались в хозяйствах и животноводством. Для содержания скота имелись выгоны и сенокосные угодья.

      Было в селе и пчеловодство. До сих пор сохранились в памяти людей такие названия местечек в полях, как "Складчиков пчельник", "Терешин пчельник".

      Ловили люди рыбу в озерах. В центре села есть озеро, которое называли - Карпозеро. Водился в нем карп.

      После 1800 года крестьяне стали сеять просо, а после голодных 1821 и 1833 годов начали сажать картофель.

      Посевы махорки вошли с конца 1860-х годов. Махорка с тех пор являлась в посевах крестьян основной технической культурой, дававшей хозяйствам основной денежный доход.

      Зимой мужики молотили хлеб и занимались работами в лесу: по заготовке леса и дров, а также нажигали из берез древесный уголь и гнали, нет не самогон, гнали деготь из березы (чистый деготь назывался).

      У кого были хорошие лошади и сани, а также здоровые мужики, те занимались извозом, перевозя в города дрова, а позже махорку.

      С 1718 года крестьяне наших мест стали государственными и платили подушные подати в царскую казну.

      Трудно было добывать деньги, чтобы выплачивать подати по 1 рублю 10 копеек с каждой души в семье. Кажется что это совсем мало, но ведь их надо было как-то добыть, заработать или что-то продать. И на проданное много денег было не собрать.

Дровни для ямщика стоили 6 копеек,
корова стоила 3-4 рубля, а иногда 80 копеек,
овца - 10 копеек, боров - 15 копеек,
лошадь - 5 рублей (иногда даже 1 руб. 50 коп.)

     Ведро пива 12 литров стоило в 1678 году - 12 копеек, это 1/2 копейки за кружку.

     (Для сравнения, в 1971 году ведро пива стоило 7-9 рублей, т. е. 33 копейки пол-литровая кружка, а в 1998 году - 3 рубля кружка.)

      К 1777 году появляются в нашей местности новые поселения - Бреславка и Ростовка.

      Подселялись в Кривку из Липецкого, Лебедянского и Елецкого краев. Следует отметить, что в данное время в Краснинском районе Липецкой области есть село Яблоново. В этом селе проживают много жителей с фамилиями Ролдугины, Бартеневы. В селе Отбкочном, что рядом соседствует с селом Яблоново более половины жителей с фамилиями - Щетинины. Это те же фамилии, что имеются в большом числе и в селе Кривка. В Ельце есть фамилии Ельчаниновы. Это и есть те фамилии людей, которые переселились в 1770-х годах на новое место проживания из Лебедянского и Елецкого краев. К 1787 году появляются в бывшей степи новые поселения: Дмитриевка, Васильевка и Дрязги (Октябрьское). Диких земель больше не стало.


Хостинг от uCoz