Глава II. О происхождении названия села

      Все то о чем говорят данные записи сущая правда. Есть здесь расхождения в одном факте: о происхождении названия села Кривка.

      Ученые утверждают, что село названо по названию речки, - якобы она протекает через село и имеет изгибы русла, кривизну, "кривулины" поворотов даже в ряде мест. Так считают: Прохоров В. А. и Елисеев В. - председатель районного краеведческого общества (Добринка).

      На самом деле, река Кривка не очень кривая, она имеет один изгиб в лесу перед впадением в р. Воронеж. Все реки кривые, а названия разные!

      Например, река Байгора состоит из одних петель, а "Кривкой" ее не назвали. Все дело в том, что один ученый назвал речку Кривкой, а другие не перечат авторитет ученого и продолжают издалека повторять и еще больше добавлять кривулин речке и получается смешное дело.

      У Прохорова В. А. в книге "Надпись на карте", изданной в г. Воронеже в 1977 году, на стр. 171 утверждается, что река Усмань - правый приток реки Воронеж течет в Усманском районе.

      В. Елисеев в статье "Как зовут тебя, реченька?", напечатанной в газете "Новая жизнь" 19 марта 1992 года, пишет: "Река Усмань - правый приток Воронежа, протекающий кроме нашего района, по территории Верхнехавского и Новоусманского районов. "

      Что касается речки Кривки, дано иное происхождение ее названия. Оно записано более подробно в ответах на вопросы, заданные заместителем главы районной администрации А. С. Китаевым, ответы на которые Кривская администрация выслала в свое время по требованию.

      Еще небольшой казус напечатан в книге В. Прохорова "Липецкая топонимия". В описании города Усмани утверждается, что в городе жил образованный купец И. В. Федоров, на дочери которого женился писатель А. И. Эртель. По правде сказать, он был женат на дочери купца И. В. Федотова, книги которого легли в основу открытия городской публичной библиотеки в городе Усмани.

      В газете "Ленинское знамя" 12 октября 1985 года А. Клоков пишет, что западной стене крепости, обращенной к берегу реки, стояла вторая проезжая им, через которую усманцы выступали на встречу врагу. Дело в том, что западная стена крепости никогда не могла быть обращена к реке Усмань.

      Также река Кривка никогда не протекала через село Кривка, а текла в 500-х метрах севернее поселения.

      Названия, самые первые, давали люди часто соприкасавшиеся с данной местностью по роду хозяйственной деятельности, но не те, которые, не побывав ни разу на том объекте, про который пишут, повторяя друг друга.

      Все эти факты я привожу не потому, что "слишком грамотный", а потому, что просто глубоко задумался о своем селе, о речке, о дороге, по которой непрерывным потоком идут транспортные средства с незапамятных времен до настоящих дней.

      В июне 1978 года я написал письмо в г. Воронеж ученому Прохорову Валентину Андреевичу, действительному члену географического Общества, и получил от него ответ:

      "Уважаемый, Дмитрий Николаевич! Ваше очень интересное письмо получил, над теми положениями, которые Вы изложили. И все-таки объяснение было бы исключением из устоявшихся правил, а потому и труднодоказуемым. Но бывают и исключения, а потому Вашим предположением пренебрегать нельзя.
      Воздерживаясь сказать по Вашему предположению да или нет напомню, что названия типа Криуша, Кровуша, Кривец, Кривка очень многочисленны и получили свои имена от гидронимов. А гидронимы, как правило, всегда оказываются зарегистрированными в документах в более ранний период, чем селения.
      Кривкой (Вашим селом) заниматься буду, так как готовлю сейчас книгу под условным названием "Липецкая топонимика". Если буду жив и если все сложится благополучно, то книга выйдет в 80-х годах.
      Рад был узнать, что есть в селе Кривка такой страстный любитель краеведения, каким являетесь Вы и потому спасибо Вам за письмо.

С уважением и добрыми пожеланиями
Вал. Прохоров".

      Книга "Липецкая топонимия" издана, но ученый своего прежнего утверждения о названии села Кривка не изменил, по всей видимости потому, что не хотел перечить самому себе, в угоду другим ученым авторитетам, которые в наших местах никогда не были и не могли видеть местной обстановки. Так где же правда, истина?

      Доказать причину названия села не так просто, необходимо подойти к этому делу проникнув в суть вещей того давнего времени, связав с другими вещами, явлениями, процессами, с хозяйственной деятельностью людей тех времен. Прежде всего надо уяснить, что речка Кривка через село не протекает. Село находится в 500 метрах южнее речки. Речка протекала и теперь течет по своему извечному руслу. И название ей дали не по кривизне, не по кривулинам, не по изгибам! Все реки на земле кривые. Прямыми можно считать Суэцкий канал, Беломорканал, улицы городов Усмань, Благовещенск, Чикаго, Сидней... Так как же понимать все это?

      Есть связь, взаимозависимость в названии речки и села, и есть своя истинная причина, по которой село Кривка получило прописку на русской земле. Чтобы лучше осмыслить ход всего дела надо вспомнить о том, как шло заселение нашей российской земли.

      После Киевской Руси образовались отдельные русские княжества. Ближайшим к нам было Рязанское княжество с центром в городе Рязани, основанное в 1047 году.

      Московское княжество основано в 1147 году. Город Елец основан в 1146 году, Липецк - 1283 г., Воронеж - 1586 г., село Двуречки - 1615 г., Демшинский городок (Никольское) - 1683 г.

      В те далекие годы природа края была в первозданном виде: дикая непаханая степь. Край наш назывался - Дикое поле. Рязанское княжество включало в свои земли приворонежский край по реке Воронеж. В этот же край входила и местность, где мы теперь живем. Стало быть было сообщение, связь рязанцев с воронежцами, были дороги для перегона скота, перевозки сена, передвижения войск, почты, пеших путников и прочих. Осуществлялась какая-то хозяйственная деятельность. Причин для передвижения было много всяких.

      Таким образом, нужна была дорога, и она была от Рязани до Воронежа, через Липецк и Двуречки по незаселенной местности. Государственная дорога, постоянно действующая, не асфальтированная, а простая, грунтовая.

      Транспортные средства - деревянные повозки с толстыми деревянными осями, с огромными колесами, с большими ступицами и спицами. На таких повозках везли грузы, дорогу разбивали колесами и ногами лошадей, табунами тугого скота. Дальний путь изнурял и людей и лошадей их сопровождающих.

      Жизнь показала, что на лошади в сутки можно преодолеть не более 35 километров. С грузом люди застревали в трудно проходимых местах, молились богу, прося помочь выбраться из грязи, мужались, уставали, ругались... Труднопроходимых мест встречалось много - речки, озера, болота, низменности... Не было хороших мостов и люди помогали лошадям, перекладывали грузы, облегчая повозки. Нужен был большой отдых через каждые 30...40 километров пути. Наши места расположены как раз на половине пути от Липецка до Усмани и речка делила этот путь пополам. Тут не только речка, но и ручьи, которые ее подпитывали, заболоченные низменности, озера. По этой причине дорога сложилась с большой кривизной на протяжении двух километров. На этом месте было все для того, чтобы отдохнуть. Здесь: вода, трава, дрова и в сторонке сухое место. Останавливались, распрягали лошадей, кормили их, варили себе кашу или кулеш, ночь отдыхали и утром ехали дальше, делая последний переход до Усмани.

      Так сложилось, что это место с кривой дорогой стали называть словом - Кривки. Это было главной приметой местности для всех проезжающих людей и половину пройденного пути - 30 верст до Усмани и столько же до Липецка. Даже и теперь автобусы, выходящие одновременно из Усмани и Липецка, встречаются у нас в селе. По этой кривизне дороги и по названию местечка Кривки, речку назвали Кривкой.

      Так люди долго ездили по этой дороге, не встречая на своем пути никаких поселений. Дорога до сих пор сохранилась извилистой, как сложилась исторически. Она работала на людей.

      Сначала местечко назвали "Кривками", потом и речке дали имя Кривка. А позже, когда образовалось первое поселение его тоже назвали "Кривки", а не Кривка. Подумаем, если название села дано по речке Кривка, то почему же в официальных документах читаем - "Кривки", в "Кривках". И позже в одном документе на имя царя Павла говориться: "... было письмо от крестьян села Кривки... ". Заключаем, что село Кривки получило название не от кривулин речки, а речка названа по месту, где кривая дорога. Только позже село Кривки стало называться Кривка, потом - Первая Кривка.

      Вдумаемся и поразмышляем основательно о значении речки для людей в ту пору. Ко времени основания нашего села всего населения во всем Усманском значилось около 1200 дворов. При таком положении дел и заселенности к услугам нашей речки некому было обращаться. Местность, по которой она протекала, не была заселена и речка не имела никакого экономического значения. Изучать ее стали много позже. Она была не судоходная, узкая и мелководная. Одно только название речка, а на самом деле - большой ручей. Кроме того, протекала она на две трети своей длины, до впадения в реку Воронеж, по лесной местности, могла местами перекрываться завалившимися от загнивания или буреломных ветров деревьями. Даже на лодке нельзя было по ней спустится вниз по течению.

      Со стороны реки Воронеж тоже не было нужды входить в ее устье. Левый берег р. Воронеж был покрыт лесом, а с правого берега без мостов тоже через реку перебраться трудно, да и не зачем.

      Для малочисленного населения на правом берегу реки Воронеж все было месте. Стало быть не было нужды забираться в глубь леса, чтобы отдать себя съедение кровососущим насекомым, хотя бы для того, чтобы поймать в реке щуку, леща или налима.

      Те, кто давал названия объектам должны были очень часто соприкасаться с этими объектами. В нашем случае таким объектом была не речка, а дорога, с которой связь человека была постоянной и давней. Сенокосные угодья для резанцев могли быть у нас только в безлесной местности, в пойме верховья речки и по берегам озер у ее истоков.

      Рассматривая это с позиции историзма надо сказать, что на речку (местечко) обратили внимание тогда, когда она стала на пути людей препятствием для колесного транспорта, на котором перевозили сено и другие поклажи, когда еще не было никаких съемок и топографических карт наше уместности. В той обстановке кривизна нашей речушки никого не могла интересовать. Только небольшой участок речки, где застревали, сидел в печенках у тех, кто с ним соприкасался.

      При таком объяснении, хотя оно и сложнее - просматривается историзм, важно, когда надо связать название села с предшествующей этому деятельностью людей. Можно было бы не оспаривать, что когда и как назвали, разница, что было кривое, что кривульное, что изгибистое? Не все ли равно - течет ручей, ну и пускай себе течет - ведь все остается на месте.

      Однако, у нас по вине этой речушки с ее ручьями дорога пролегла кривой, и трудно себе представить сколько по этому изгибу проехало транспортных средств, а по загибулине речки в лесу, кроме лесных животных, никто! И в настоящее время о речке Кривке никогда, нигде не вспоминается, а дорога работает ежедневно с утра до вечера и даже ночью. В недавнее время о реке начинали разговор, когда ее перегородили дамбой, сделали пруд, пустили рыбу, потом забросили и разговор окончился. Пытались из реки брать воду для орошения сенокосных трав и снова бросили...

      Вот такая легенда о речке, о селе, о дороге, о их названиях.

      Хотелось бы, чтобы ученые лучше исследовали нашу местность и восстановили истину.

      Я, как местный житель, совершил путешествие в глубь веков и увидел наше прошлое таким, каким оно было в то далекое время, как бы пообщался с людьми, работавшими в то время, творившими историю, дававшими названия объектам с которыми встречались.


Хостинг от uCoz