Глава IV. Восстановление народного хозяйства

Ликвидация безграмотности

      После революции партия поставила задачу обучить грамоте всех, кто был неграмотен, в том числе и пожилых людей.

      Складчиков Егор Андреевич возглавил тогда комиссию по ликбезу, хоть и сам имел всего три класса образования в дореволюционной сельской школе.

      До 1924 года заведовал школой старый учитель Ильменев Иван Степанович, и с ним работала еще его дочь Клавдия Ивановна Ростовцева.

      В 1924 году в село приехали молодые в ту пору учителя:

      Положение с обучением детей сразу изменилось. Они провели большую работу по привлечению детей в школу. В те годы родители еще не охотно посылали детей в школу учиться, особенно девочек. Бытовали еще привычки, что отцы и деды неграмотными прожили, и их дети тоже проживут, лишь бы работали. В индивидуальном крестьянском хозяйстве требовались помощники в работе. Девочки пряли пряжу, ткали холсты, помогали нянчить младших детей, работать в огороде, а мальчики помогали пахать, бороновать пашни, пасти скот. Учиться было некогда, а если кто начинал учебу из крестьянских детей, то с большим опозданием осенью, а весной с началом полевых работ и работ в огороде - в апреле месяце бросали учебу. Учителя разъясняли родителям, что Советская власть предоставила возможность учиться детям и пора за это дело браться по-настоящему, что в дальнейшем неграмотными жить будет невозможно. В те годы в школе проводилась большая работа по анти религиозному воспитанию, что иконы в доме это просто дощечки, на которых художники рисовали богов, что никаких чудес икона не творит, что все чудеса в образовании людей, в знаниях, в науке, в упорном труде человека.

      В школе в 1925 году была создана пионерская организация. Ученикам прививалась любовь к физкультуре и спорту. Это тогда было делом новым, интересным для детей и вообще для молодежи. С учениками учителя ходили в недальние походы в ближайшие леса, в Липецк. Учителя оказывали помощь группе комсомольцев и совместно с ними проводили культурно-воспитательную работу на селе. Руководили этим делом комсомольцы Смыков Н. Н. - зав. Избой-читальней и Кац А. А. - бухгалтер кредитного товарищества.

      Дружинин Егор Митрофанович и многие другие активно участвовали в общественной жизни села, в художественной самодеятельности. Почти вся молодежь и многие пожилые граждане начали отходить от посещения церкви, и даже в религиозные праздники шли не в церковь на богослужение, а в свой Дом культуры на постановку интересного спектакля, где могут посмотреть на попа в исполнении артиста из числа своих ребят, загримированных под эту роль.

      Это были годы резкого отхода от старых укладов жизни и приобщения к новой более высокой или более ложной идеологизированной культуре.

      В годы перед коллективизацией проделана большая работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Учителям в этом важном деле приходилось не считаясь со временем и силами, и люди с благодарностью вспоминают их труд.

      До 1931 года в селе была одна начальная школа с четырехгодичным сроком обучения.

      В канун тридцатых годов в селе работали курсы по подготовке агрономов-махорководов. Руководил работой курсов профессор Симановский, живший в Кривке в одном из домов раскулаченных братьев Ростовцевых.

      Из числа жителей имевших начальное образование после окончания учебы на этих курсах вышли агрономы:

      Они были направлены на работу в разные районы страны как специалисты по выращиванию махорки. На этих курсах обучались люди и из других сел района.

      В 1933 году открыли в Кривке курсы по подготовке учителей начальных школ. Из числа окончивших эти курсы в Кривке работали учителями:

      Окончивший курсы житель нашего села, Ельчанинов Михаил Степанович работал в одном из соседних сел нашего района.


Хостинг от uCoz